Работа с детьми ОВЗ
Инклюзивное образование
Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов. Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».
Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Однако инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции. В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.
Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Законодательные акты на которые базируется инклюзивное дошкольное образование
В МБДОУ д/с "Ромашка" с 2020 года работают 2 группы комбинированной направленности, а с 2021 - 3 группы, с 2022 - 3 группы,в которых занимаются дети по основной образовательной программе ДОО, так и по адаптированной программе. Условия, которые созданы в группах комбинированной направленности соответствуют требованиям СанПиН и рекомендациям ТПМПК.
Деятельность группы комбинированной направленности:
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
- Учебный план по адаптированным образовательным программам МБДОУ д/с "Ромашка" на 2023-2024 учебный год
- Расписание совместной образовательной деятельности на 2023-2024 учебный год
- Положение об адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ д/с "Ромашка"
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБДОУ д/с "Ромашка"
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития МБДОУ д/с "Ромашка"
- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ д/с "Ромашка"
- Приказ МБДОУ д/с "Ромашка" от 25.05.2022г. №524 "О составе рабочей группы по разработке АООП"
Работа ППМС центра
Реабилитация и абилитация детей-инвалидов
- Приказ МБДОУ д/с "Ромашка" №511/1 от 04.09.2020г. "Об организации мероприятий психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка инвалида в МБДОУ д/с "Ромашка"
- Соглашение от 06.02.2018г. "О сотрудничестве и взаимодействии по реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения".