Работа с детьми ОВЗ

Инклюзивное образование

   Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством РФ в 2011 год. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры детских садов. Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта».

      Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

      Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения. Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов. Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

      Однако инклюзивное образование в России пока носит экспериментальный характер и имеет ряд недостатков. Можно отметить отсутствие специальной подготовки педагогических работников ДОУ, незнание основ коррекционной педагогики специальной психологии, недостаточное материально-техническое оснащение учреждений. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

      В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции. В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

      Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.


Законодательные акты на которые базируется инклюзивное дошкольное образование

 Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 № 373 (вступает в силу с 01 января 2021 года)

Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 № 528н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм"

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного  стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью ("интеллектуальными нарушениями")

 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственно политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей от 24.09.2009 года №06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"

Приказ от 20.05.2013г. № 437 "Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре"

Постановление Правительства ХМАО-Югры №543-п от 13.12.2013г. "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре"

 

Постановление администрации Сургутского района от 14.12.2015 года №5427-нпа "О составе и порядке работы психолого-медико-педагогической комиссии Сургутского района"

Организация психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС

Постановление администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2017 года №162 "Об утверждении состава и порядка работы психолого-медико-педагогической комиссии Сургутского района"

Информация о проведении ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушениями слуха) Минздрава РФ психолого-педагогической реабилитации и комплексной реабилитации детей с нарушениями слуха

Информация о Центре реабилитации для детей с нарушениями слуха

Презентация "Особенности введение инклюзивного образования"

 Методические рекомендации "Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов" г.Ханты-Мансийск, 2016 год

Памятка для успешного взаимодействия с гражданами,имеющими инвалидность

 В МБДОУ д/с "Ромашка" с 2020 года работают 2 группы комбинированной направленности, а с 2021 - 3 группы, с 2022 - 3 группы,в которых занимаются дети по основной образовательной программе ДОО, так и по адаптированной программе. Условия, которые созданы в группах комбинированной направленности соответствуют требованиям СанПиН и рекомендациям ТПМПК.

Деятельность группы комбинированной направленности:

Работа ППМС центра

Приказ МБДОУ д/с "Ромашка" №59 от 10.01.2022г. "Об открытии Центра ППМС помощи"

Анализ работы Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеообразовательных  программ , организованном на базе МБДОУ д/с "Ромашка" за 2022-2023 учебный год

 

 Положение о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, в том числе при реализации адаптированных общеообразовательных  программ , организованном на базе МБДОУ д/с "Ромашка"

   Соглашение от 06.02.2018г. "О сотрудничестве и взаимодействии по реализации моделей реабилитационно-образовательного сопровождения".

Договор о взаимодействии МКУ Сургутского района "Информационно-методический центр" и психолого-педагогического консилиума образовательной организации Сургутского района от 25.10.2019г."

Методическое консультирование: «Нетрадиционные МЕТОДЫ работы с  детьми ОВЗ дошкольного возраста»

Психолого-педагогическая медицинская и социальная помощь обучающимся в образовательных организациях

 Специальное консультирование  

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

Консультация учителя – логопеда Кирилловой Т.Н. «Игры и упражнения с неговорящими детьми вместе с мамой и папой»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie